?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Понравилась статья из рассылки. Как бы то ни было, но особенности у нас конечно есть. Иногда мне вообще даже кажется что особенность российской этики заключается в её отсутствии. Только с моей точки зрения этому нужно не столько даже учиться у запада или востока, а нужно наоборот возрождать русские традиции ведения дел. Я эту тему подробно не изучала, но знаю что есть исторические примеры того насколько твёрдым было купеческое слово, о том как люди дорожили репутацией, занимались меценатством, с достоинством и уважением относились к другим людям. Ведь это всё же было. И это было методично уничтожено... так что наши российские особенности - это следствие всей совокупности исторических факторов.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. К примеру, одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К этому же параметру относится степень самостоятельности в принятии решений на переговорах.

Наиболее существенное влияние на национальный стиль оказывают ценностные ориентации, идеологические и религиозные установки, особенности восприятия, мышления. Они определяют суть поведения менеджера.

Российские компании в настоящее время ведут дела с широким кругом партнеров. При работе с представителями различных национальностей следует помнить, что в сравнении культур не бывает понятий «лучше» и «хуже», а бывает «иначе». Знание правил поведения, обусловленных культурными традициями, в том числе менеджером, имеет огромное значение для бизнеса. Оно позволяет избежать многих недоразумений и ненужных трений.

Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями российского национального бизнеса. Порой иностранные фирмы подводит неспособность «вписаться» в местные экономические условия и «вжиться» в существующую бизнес-культуру. Иностранцы жалуются на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнеров.

Российская деловая культура пока не соответствует тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих странах. Поэтому одни призывают «подравниваться», учиться, осваивать зарубежный опыт и т. п., а другие указывают на специфику России, на ее особый цивилизационный (евразийский) склад и сложности национального русского характера. Но разве японцы менее загадочны, а американцам меньше надо учиться у других? Ни те, ни другие так не считают.

Попробуем сформулировать некоторые особенности этики менеджмента в России.

1. Наличие командной системы во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте.

2. Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.

3. Значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах.

4. Неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой момент можно заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег.

5. Законы, предписания и правила не имеют обязательного характера. Правила и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно.

6. Большее внимание уделяется общим целям и относительно малое - тому, как можно сделать. А ведь этот вопрос является ключевым для развития бизнеса.

7. Избежание риска, которое ведет за собой ограничение инициативы. Большинство менеджеров в ситуации риска предпочитают выбирать вариант меньшей прибыли при меньшем риске.

8. Большинство россиян в ситуации сотрудничества видят в значительной мере конфликт интересов, нежели их совпадение, считая, что размер пирога известен, и задача — взять себе кусок побольше.

9. В отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян.

10. Продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.

11. Обычно подбор новых сотрудников осуществляется не по деловым качествам. Рабочие места распределяются часто среди родственников и знакомых.

12. Без начальника не принимается ни одно решение.

13. Со стороны подчиненных решения администрации принимаются практически безоговорочно. Нередко указания начальника исполняются даже тогда, когда они считаются заведомо неправильными или исход их неизвестен («начальнику лучше знать»).

14. Руководство организаций делает упор на осуществление функций контроля (на практике — надзора).

15. Специфическое отношение менеджеров к ошибкам. Когда что-то случается, то чаще всего интересуются, кто виноват. За этим, очевидно, скрывается потребность приписать кому-то вину, а затем привлечь за неудачу к ответственности. Причины, повлекшие ошибку, редко анализируются, никто, как правило, не интересуется чему можно научиться на той или иной ошибке, или же вопросом, - что необходимо предпринять, чтобы не повторить ошибку в будущем.

16. Что касается повышения производительности труда, в России также есть своя специфика. Зачем высококвалифицированному специалисту у нас - оазисе перекуров и задушевных разговоров в рабочее время - трудиться с полной отдачей, если он рыночную зарплату получает, а не зарабатывает.

Перечислив особенности российского делового поведения, хотелось бы особенно подчеркнуть, что Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в мировой рынок.

Автор статьи: Альберт Константинович Ceмeнoв, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
sveta_goryun
Mar. 10th, 2010 09:29 am (UTC)
пункт № 3, на мой взгляд,- международный)))
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 09:37 am (UTC)
Пожалуй да! :))))
muzika_dogdia
Mar. 10th, 2010 10:07 am (UTC)
Ира, а когда и с чего началось такое отношение к бизнесу у русских?
Почему?Может это общественная собственность повлияла на это, проще говоря - совок?
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 10:23 am (UTC)
Не знаю Наташ. Я тоже думаю что это наверное и коллективная собственность и времена совка и сталинских репрессий - когда множество людей - лучших людей - было уничтожено. Вот тогда то и возник в людях страх - страх действовать, страх отличаться, страх жить...
Я напишу про это тоже как нибудь. Тоже давно думаю ну почему блин у нас всё вот так - и понимаю что нами можно управлять только через страх. Мы по хорошему не умеем с людьми взаимодействовать или договариваться.
Я читала про то что говорят иностранные бизнесмены про русских. Было и горько с одной стороны и с другой понимаю что они правы во многом.
(no subject) - muzika_dogdia - Mar. 10th, 2010 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Mar. 10th, 2010 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - muzika_dogdia - Mar. 10th, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Mar. 10th, 2010 11:49 am (UTC) - Expand
deliadelia1
Mar. 10th, 2010 10:30 am (UTC)
вот не хотела говорить на тему политики-экономики !
Очень правдоподобно все описано. Грустно.
А насчет того, что раньше у нас было культурно и прогрессивно(купеческое слово и тд.) Честно, не очень я в это верю, хоть и хочется верить. Ленин писал "О развитии империализма в России", мы изучали его "труд", там данные, что промышленность перед 1 мировой войной поднялась с уровня средневековья и были определенные достижения, но все это на фоне крепостных пережитков, нищеты и безобразий. Ведь у нас до 1861 года рабство существовало, а потом опять вернулось с колхозами. Что в этом прогрессивного?
Достаточно почитать классиков, свидетелей и неравнодушных, умных людей того времени. Чехов, Тургенев, Толстой не врали. А картину создали не самую привлекательную. А обычно в обществе все составляющие примерно на одном уровне. Были, непременно были, честные и работящие купцы и заводчики, но общий фон был "как всегда" у нас.
Это сродни распространенному гордому утверждению, что в 1913 году Россия кормила хлебом Европу. Да, кормила, да только сама голодала.

Но все зависит от людей, нового поколения. Если есть осознание и желание учиться, стараться и быть не хуже других, иметь в мире репутация надежного партнера, то все так и будет.
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 10:49 am (UTC)
Re: вот не хотела говорить на тему политики-экономики !
Извиняюсь - но мне сегодня буквально валятся эти серьёзные статьи - и мимо не получилось пройти.
Спасибо за комментарий. Очень интересно - ну чувствуется же исторический подход! Про рабство это точно... фактически оно и было и оно же вернулось. Да и общий фон - не хочу никого обидеть - но он если и меняется то не слишком активно. Так и принято надеяться на царя батюшку и фактически внутреннее рабство не особо то исчезло. Но это скорее с менталитетом наверное уже связано.
elchka
Mar. 10th, 2010 11:09 am (UTC)
Интересно, каждый находит много пунктов применительно к своей организации
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 11:56 am (UTC)
В том то и дело. Мне как раз именно это и понравилось тоже что автор очень разбирается в теме.
(Deleted comment)
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 11:48 am (UTC)
Вооот... А как его поднимать, Лёша? Оно ведь само по себе не поднимается. Расскажи как с точки зрения юриста? Или может утописта?
(Deleted comment)
(no subject) - dona_rosa - Mar. 10th, 2010 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - den_nat - Mar. 10th, 2010 04:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
frau_katyuskhen
Mar. 10th, 2010 12:11 pm (UTC)
Хорошая сильная статья, Ириш!
Спасибо :-)

И всё же я осмелюсь предположить, что мы на верном пути. Многие организации понимают эти "особенности" и растут над ними. Да, не всё и не всегда получается, но стремление есть.
Например, взять ту же инициативу - лично я знаю не одну и не две компании, где сотрудник, внёсший конкретное предложение об улучшении финансовых показателей, получает неплохой % от того, что удалось улучшить.
А вообще... по любому пункту я могу написать что конкретно делается в нашей компании, чтобы это улучшить (т.е. высшее руководство думает об этом), и какие есть сложности. Хотя в маленьких компаниях ситуация сильно хуже. В больших компаниях экспериментировать проще, ведь она выстоит даже если в каких-то направлениях "просядет".

А ещё... Слишком по-разному видят ситуации работники и топ-менеджеры. Я опять же приведу в пример нашу компанию, в период, когда на нас кризис особенно сказывался. Было решено не менять прайс-лист, но сотрудникам предложили договариваться с заказчиками о более низкой стоимости наших услуг, если для них только это - проблема, потому как лучше зарабатывать, но меньше, чем специалисты будут простаивать. Так нашлись сотрудники, которые возмущались, что "компания их не обеспечивает работой в нужном объёме" и т.д. Сложная ситуация была. И тех, и других понять можно, но...
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 12:28 pm (UTC)
И тебе спасибо за отзыв Катюша! :))

А я тоже хочу верить что мы на верном пути. Это было бы логично естественно и закономерно. И согласна с тобой - тоже могу привести примеров много положительных и пожалуй столько же отрицательных. Такова наша действительность - противоречивая очень уж. И ты абсолютно права что зависит многое от размера компаний и еще я бы добавила от специфики - в некоторых отраслях где привыкли к командно административной системе - всё как раз так как в примере. С точностью и пожалуй даже еще хуже. И в тоже время новые организации некоторые вообще действуют совершенно по другому - открыто активно инициативно и там сотрудники улыбаются друг другу...в общем здорово это. И может быть даже дело и не в размере - не очень большую компанию проще перестроить и переориентировать...но тоже зависит от ситуации.

Вот пока отвечала подумала что всё как всегда зависит от конкретных людей на конкретном месте :)))) Бывают и сотрудники вменяемые и толковые и бывают топ менеджеры пассивные.

Хотя мне тоже знакома ситуация когда пытаешься буквально продержаться и не закрыться в прямом смысле этого слова - но находятся те кто возмущаются и как будто бы "помогают утонуть". Но это уже какая то другая тема :))))))
v_strannik
Mar. 10th, 2010 12:40 pm (UTC)
Мне кажется, тут во всем ключевой момент - слово "заинтересованность". Нынешний офисный планктон да и даже "манагеры" среднего звена заинтересованы в результатах не больше, чем при социализме. Порой даже меньше. Вот и результат.
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 01:13 pm (UTC)
НУ почему не заинтересованы - у них же разные системы бонусов и поощрений и тп предполагаются однако они предпочитают чтобы их заинтересовывали а тем временем пока им не очень интересно - сидят на разных соц. сетях. Кстати за счёт работодателя.... видимо там им интереснее :)))
el_eca
Mar. 10th, 2010 03:43 pm (UTC)
Очень интересная статья, со многим согласна. Если выражаться не по-научному, есть люди, которые работают за интерес. Им конечно нужны деньги, но это не главная движущая сила. Как правило, это люди получающие настоящее удовольствие от своей работы, они профессионалы, уважают себя за собственную компетентность. К сожалению, действительно кадры профессиональные (мягкие, интелегентные) часто подавляются серыми по-интелекту начальниками, результат плачевен для обоих сторон.
dona_rosa
Mar. 10th, 2010 03:53 pm (UTC)
Спасибо, очень ценное дополнение. И том то и дело... если люди профессионалы и работают хорошо просто потому что по другому они работать не могут - то им не важно на кого работать и в каких условиях. Важно вернее, но это не ключевой фактор. А сейчас много тех которым не нравится работать на кого то и они себя тешат иллюзией что уж на себя бы они работали с полной самоотдачей. На самом деле нет. Если человек работает - то он работает как профессионал всегда. Это очень ценное качество.
И к сожалению часто именно так и получается - что ценнейшие кадры оказываются или подавленными или вообще списанными более активными или вытесненными более завистливыми или списанные начальством боящимся конкуренции... Это всё тоже к сожалению имеет место.
den_nat
Mar. 10th, 2010 04:27 pm (UTC)
Хотя и профессор.. или он практик в бизнесе? Реально работает в компании? Не, наверное писал по результатам анкетирования..
Рекомендую В.Тарасова - Русские уроки японских коанов, о том же, но более, на мой взгляд, системно.
dona_rosa
Mar. 11th, 2010 01:13 am (UTC)
Может и не практик, просто изучает эту тему как учёный. Думаю что опыт у него всё равно есть по крайней мере некоторые пункты совпадают и с моим скромным опытом.

Тарасова я кстати читала тоже :)))
andrey_stifeev
Mar. 10th, 2010 08:23 pm (UTC)
Хорошая статья. Согласен с каждым пунктом.
dona_rosa
Mar. 11th, 2010 01:19 am (UTC)
И у меня тоже очень похожий опыт был. Наверняка так не в каждой организации - везде своя специфика но тенденция точно имеется.
igorsamusenko
Mar. 11th, 2010 05:00 pm (UTC)
Как и всегда плетемся в хвосте мировых тенденций?
dona_rosa
Mar. 14th, 2010 07:23 am (UTC)
Получается что так...и при этом делаем хорошую мину при плохой игре :))))
( 39 comments — Leave a comment )