Вопрос межкультурного общения это вообще сложный вопрос. Потому что общение само по себе - это не просто. Общение на деловые темы когда замешаны разные интересы и их нужно сбалансировать - это сложно. И когда к этому еще добавляется гремучая смесь каких то предвзятых мнений и заранее полученных установок - то картина вообще серьезно искажается. Для меня при ведении дел есть самый важный критерий - этот критерий реальность. То есть насколько ситуация реальна и насколько правильно мы её воспринимаем. Часто можно тратить время на домыслы, ожидания, борьбу с ветряными мельницами или собственными представлениями и тем самым упустить что то важное. Я записываю свои впечатления и пытаюсь разобраться в загадках индонезийского менталитета (если таковой вообще имеется) для того чтобы лучше понять себя, для того чтобы понимать каких острых углов лучше избегать, на что опираться и к чему быть готовой Хотя каждая новая ситуация индивидуальна и к этому тоже нужно быть готовой.
Особенности делового этикета в Индонезии весьма своеобразны. Они отражаются даже в языке. Как правило ответить на вопрос категорично "да" или "нет" считается не вежливым. Желательно добавить "нет, ещё" или "да, уже". Чтобы ответ не был слишком уж односложным и категоричным. Например: "Вы уже посетили музей?" - "Нет " - это неправильный ответ. Нужно как минимум сказать "нет ещё".
Точно также принято избегать неприятных и негативных тем, прямая критика - просто неприемлема. Даже если она справедлива и пожалуй даже особенно если она справедлива и уместна - то от неё лучше воздержаться. За это вам будут благодарны. Но это очень сложный момент потому что награждать друг друга комплиментами можно с утра до вечера - но это не деловой подход и ничего не сдвинется с места. Поэтому обычные переговоры - это практически упражнение в дипломатии и иносказании.
Какие то серьёзные должности в Индонезии люди получают как правило будучи в солидном возрасте. И если переговоры от другой стороны ведёт более молодой человек - то это может быть расценено как оскорбление.
При этом переговоры чаще всего проходят в дружелюбной манере, без стрессов. Может быть потому что всё решается заранее кукловодами и переговоры это уже просто формальность. Мне неприятно думать что это так - но часто все вопросы решаются неформально "серыми кардиналами". Серого кардинала противоположной стороны вычислить не просто потому что он может на фирме занимать какую то среднюю должность но быть другом
Хорошая новость в том что индонезийцы чрезвычайно дружелюбны и открыты. То есть если установить с ними дружеский неформальный контакт - то они "не дадут вас в обиду" . В общем как мне показалось "работать вместе" они всё таки умеют, но это также налагает определённые дружеские обязанности на обе стороны - что тоже не всегда удобно, но иногда весьма кстати.
Совершенно определённо можно сказать одно - ничего однозначного в Индонезии нет. Ещё пока нет.:)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →