Irina Da Rosa (dona_rosa) wrote,
Irina Da Rosa
dona_rosa

Психология глобального бизнеса


Как вы знаете я совсем не теоретик и не методолог и могу делиться только практическими выводами и наблюдениями. Для меня это необходимо, потому что если мысль не оформлена и не записана, то она как бы не додумана. Поэтому записываю и заодно буду делиться некоторыми наблюдениями. В данном посте только мои собственные наблюдения и выводы.

Существует огромная разница между психологией обычного человека (меня) и психологией человека, который занимается глобальным бизнесом (их несколько и я за ними наблюдаю в течение пяти лет). Это проявляется во всём: и в мелочах, и в отношении к крупным вещам. Обычный человек привык думать с точки зрения "ограниченности ресурсов". То есть как сделать так чтобы хватило, как "урвать" свою долю, как занять свою нишу, как распределить свои ограниченные (и что уж там скрывать за частую весьма скудные) ресурсы, как подвинуть конкурентов.

Бизнесмены, которые участвуют в глобальном бизнесе первоначально исходят из той отправной точки зрения, что в мире всего достаточно и ресурсов хватит на всех. И вот эта первоначальная разница так сильно нас отличает и так сильно определяет их взгляд на все вещи, что это едва поддаётся описанию. Когда я им говорю про сегментацию - они ухмыляются, потому что они уверены что есть те сегменты, которые не укладываются в обычное маркетинговое исследование. И даже если нет этого сегмента - то что мешает его создать? Когда я говорю про конкурентов, от которых нужно скрывать информацию - они тоже удивляются и говорят что не нужно её пока раскрывать (чувствуете разницу? - я честно говоря пока только чувствую оттенки этой разницы) - но нужно быть готовыми ей поделиться и быть готовыми к сотрудничеству с теми конкурентами. Потому что ресурсы не ограничены - и в одиночку эти ресурсы могут оказаться "не по зубам". То есть вместо того, чтобы отделять свой сегмент рынка и за него, пардон, бороцца, - они готовы этот сегмент разделить.

Про такое понятие как "перерасход бюджета" говорить ещё сложнее - когда я отчаянно пытаюсь что то волевым решением "исключить" потому что на это тупо не хватит ресурсов - мне говорят - не надо это исключать, лучше найти нужные ресурсы. Я опять - где их найти. Они - их везде полно.

На стадии планирования -мы привыкли считать исходя из минимума. Почему? - да потому что так реальнее. Вернее нам (ну хорошо, не нам, а мне лично) кажется реальнее... Потому что потом всё равно придётся чем то жертвовать. Они делают наоборот - закладывают максимум. Не просто преувеличенный бюджет - а в разы преувеличенный... чтобы помимо дела хватило на социальную сферу, на развитие, на исследования, на непредсказуемые расходы и это получается раза в 4 больше чем минимум. Но раз уж они всё мотивируют - то сказать что бюджет раздут - тоже не получается. Наши специалисты, которые считают чисто технические параметры - говорят всегда что "нужно минимум столько то" - на что те ("глобалисты") не зажмуриваясь спрашивают - " а сколько нужно максимум?". Этот простой казалось бы вопрос - наших людей, которые в общем то итак не брезгуют тем чтобы увеличить собственную маржу - ставит в тупик. Потому что в нашей ( и их и моей тоже) картине мира ресурсы ограничены и мозг начинает думать о том, что здесь какой то подвох скорее всего.

При разработке стратегии - я долго думаю (я в самом деле долго над этим думаю, анализирую, на каждую возможность составляю SWOT анализ, смотрю риски) - прежде чем выдать обоснованное решение на тему что лучше "или это" "или "то" - на что мне предлагают работать по схеме и то, и то - чтобы не сужать собственные возможности.

В отношении культур - разных культур - для меня важнее всего было продемонстрировать что то типа " а мы в Сибири - такие" или " у нас ТАК принято" чтобы во всём этом разнообразии мнений и взглядов не потерять себя и свои отличия. Это понятно и может быть оправдано. Но с другой стороны - это наше собственное культурное отличие, в том случае если его возводить в преувеличенную степень и носиться с ним как с писанной торбой - в итоге сослужит плохую службу. Важно понять что это отличие есть и так. И это прекрасно и замечательно. Это факт. Это данность. И точно такое же отличие и особенность есть у других. И я вот думаю что уважать другие "особенности" может только тот кто уважает себя. Вежливость, терпимость - это акт самоуважения. В тоже время стук кулаками по столу и демонстрация того какие мы все из себя особенные - это показатель, извините, ущербности и не профессионализма. Если человек (не важно какой национальности) заведомо встаёт в позу и начинает ждать к себе особого отношения - то такой человек чаще всего проиграет.

Я вот это пишу и предполагаю примерно все те возражения, которые и у меня самой возникают - что да они не в теме, что они идеалисты... мне то вообще по началу казалось что они "блажные". Но результат и практика показывает, что их подход себя оправдывает, а мой - не очень. И если наше сознание привыкло искать ограничения, то их сознание ищет возможности и что удивительно - находит. Это совершенно не значит, что в глобальном бизнесе не возникает проблем. Возникают еще какие. Они глобальные. Но они и решаются глобально. Их могут помочь решить конкуренты, заказчики, клиенты, подрядчики - кто угодно потому что роли могут меняться.

В общем и целом, когда человек выходит на глобальный уровень (то есть работает сразу с несколькими культурами, над несколькими проектами - когда подрядчик в одной стране, заказчик в другой, ресурсы тоже в разных странах) - все его промахи и недостатки - становятся видны как на ладони. И достоинства тоже. Поэтому именно от людей, занимающихся такого рода бизнесом я услышала впервые фразу о том, что бизнес - это люди. Я думаю, они знают о чём, они говорят.

PS. Мы часто слышим о разных уровнях жизни к которым мы привыкли и которые в какой то степени нас программируют с детства и потом продолжают нас вести по жизни и в какой то степени эту жизнь определять. Я думаю что наверное что то в этом есть и про это здорово написано здесь у Ирис.

Но я не об этом. И не о глобализации, которая наступит или не наступит (я так вообще думаю что она уже наступила) и сотрет все индивидуальные различия и особенности. Я не социолог и про это мне тоже ничего не известно. Но я думаю что у этой глобализации многому можно поучиться с точки зрения изменений собственной психологии. Потому что в эту глобализацию лучше вписаться чем остаться за её бортом.
PPS Eще нашла интересную ссылку по теме про новые качества глобального лидера завтрашнего дня.
Tags: Бизнес, Работа над собой, кросскультурное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →