Irina Da Rosa (dona_rosa) wrote,
Irina Da Rosa
dona_rosa

Индонезия. Особенности ведения бизнеса. Отношение ко времени



Про Индонезию я, кажется, могу говорить бесконечно.

Манера ведения бизнеса там очень своеобразная и вызвана и историческими фактами, и культурными, и религиозными, и наверное особенностью того, что это островное государство.

Вести переговоры мы начали давно, но я до сих пор помню насколько сложно это начиналось. Насколько сложно было даже вести переписку, потому что каждое очередное письмо очень отличалось от принятого делового тона и не понятно было, как вообще нужно реагировать. Во- первых переписка с официальными лицами могла содержать какие то "сердечные" и очень доброжелательные выражения, которые у нас, привыкших к официозу вызывали лёгкое недоумение. Во - вторых, особо важным было правило "читать между строк". Я до сих пор не уверена что научилась этому искусству, потому что в такого рода чтении нет никаких чётких критериев и зачастую можно усмотреть умысел там где его нет, и пропустить какой то "махровый" намёк и соответственно потревожить доброжелательные и корыстолюбивые нежные индонезийские души.

От манеры ведения переписки у меня в какой то период времени даже наступал нервный тик. Это когда просишь дать ответ до такого то числа, чтобы спланировать свои внутренние дела и уже к тому моменту иметь их подписанное решение, а ответ приходит через месяц, как раз тогда когда ты смиряешься с тем, что ответа не последует. Я не утрирую. Через месяц причём как ни в чём ни бывало и как будто бы это нормально и так и нужно... Когда я поняла что или эта ситуация меня окончательно добъёт или я в ней разберусь - я начала изучать материалы по этой теме. Нужно сказать что на русском языке на тот момент времени о манерах ведения бизнеса там я не нашла ни-че-го подходящего. Это потом я прочитала, что в Индонезии "время" - это не линейное понятие. У нас оно делится на прошлое настоящее и будущее, а у них оно идёт по кругу... то есть грубо говоря если вам пообещали направить ответ в понедельник - то значит в понедельник они его действительно отправят...но в какой именно понедельник - это большой вопрос. Потому что понедельник уже был и еще будет и поэтому такое понятие как срочно для них не существует. Однако это только в том случае если это важно вам. Если это важно им - то они будут и торопиться, и работать в выходные и о ужас в праздники и в неурочное время тоже. Поэтому вот так я сделала первый вывод, о том что байка про "нелинейное время" применяется исключительно в том случае, когда это касается чужих проблем.

Тоже самое касается и опозданий. Опоздание на переговоры - воспринимается весьма неоднозначно, в том случае если опаздываете вы. При этом сами они опаздывают часто и с удовольствием, хотя потом конечно извиняются. Чаще всего причины опазданий в Джакарте весьма обоснованы дорожным движением, вернее его отсутствием и заторами, в которых можно провести порядка двух часов.
Tags: Бизнес, Индонезия, кросскультурное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments