Я понимаю, что это не для всех. Понимаю, что это потребует много времени, сил и внимания. И ещё сама не уверена
via
Оригинал взят у

Оригинал записи
Задачи:
- Перемены в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспекте на индивидуальном уровне, которые могли бы обеспечить переход на установку на личный протагонизм женщины в её жизни, к её материальной, физической и эмоциональной автономии.
- Женщина должна научиться узнавать индивидуальные психологические последствия социальной проблематики, общие для всех женщин: ошибочное представление о самих себе, негативная самооценка и неприятие себя, отсутствие ощущения личной безопасности, социальные навыки сабмиссивности, незнание и игнорирование собственных базовых потребностей и прав, страх эмоционального срыва ("улыбаемся и машем"), нереалистические ожидания и требования по отношению к самим себе, связанные с "женской ролью", требование к самим себе о безукоризненном удовлетворении потребностей членов семьи и т.д.
Длительность каждой практики: 1 неделя.
Практика 1 (Биография, генеалогия и личная история).
Возьми от 5 до 10 твоих фотографий из разных периодов твоей жизни и разложи их на столе в хронологическом порядке.
Практика 2 (ПСПС). Признаки положительной самооценки.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 3 (ПСПС и Ассертивность). Сильные и слабые стороны.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 4 (Ассертивность). Слышать себя.
Постарайся уловить мысли, которые сейчас у тебя в голове. Произноси эти мысли вслух, достаточно громко. Обрати внимание на то, как звучит твой голос (если есть возможность, запиши на диктофон и прослушай).
Практика 5 (Ассертивность). Слушать себя. Заставляешь ли ты замолчать своё "Я"?, шкала Даны Кроули
"Дана Кроули в книге «Заставляя молчать своё Я» развивает свою теорию о женской депрессии.
- Я не выражаю мои чувства в личных отношениях, если знаю, что это может привести к ссоре с партнёром.
- Любить означает ставить потребности другого человека выше моих собственных.
- Считать, что мои потребности так же важны, как потребности любимого человека, - это эгоизм.
- Мне труднее быть искренней в отношениях, чем наедине с самой собой.
- У меня есть тенденция судить о себе в зависимости от мнения других.
- Я чувствую неудовлетворённость собой, потому что я должна бы быть способной делать всё, на что, как считается, способны другие женщины.
- В личных отношениях я ответственна за счастье другого человека.
- Любить кого-то означает выбирать то, что этот человек хочет, даже тогда, когда мне хочется что-то другое.
- Одна из худших вещей, которая может произойти со мной, - это стать эгоисткой.
- Я чувствую, что так или иначе я должна разыгрывать определённую роль, чтобы нравиться моему парнёру.
- Вместо того, чтобы рисковать и идти на конфликты в отношениях, я предпочитаю «не раскачивать лодку».
- Иногда я кажусь довольно счастливой внешне, но внутри я разгневана и воинственно настроена.
- Чтобы не потерять любовь партнёра, я должна скрывать от него некоторые вещи.
- Когда потребности или мнения партнёра идут вразрез с моими, вместо того, чтобы защищать мои позиции, я соглашаюсь с ним.
- В личных отношениях я теряю представление о том, кто я такая.
- Когда мне кажется, что та или иная моя потребность не может быть удовлетворена в рамках отношений, я стараюсь внушить себе, что эта потребность не так уж и важна.
- Делать что-то только для себя – это эгоизм.
- Когда я принимаю решения, мысли и мнения других влияют на меня больше, чем мои собственные мысли и мнения.
- Я редко выражаю гнев в присутствии близких.
- Я чувствую, что мой партнёр не знает, какова я на самом деле.
- Я чувствую, что лучше оставить мои чувства при себе, если они ведут к конфликту с партнёром.
- Иногда я чувствую себя ответственной за то, что чувствуют другие.
- Мне трудно узнать, что я думаю и чувствую, потому что я постоянно думаю о том, как себя чувствуют другие.
- В личных отношениях я обычно не забочусь о том, чтó именно мы делаем, лишь бы другой человек был счастлив.
- Я пытаюсь глубоко похоронить мои чувства, если вижу, что они могут создать проблемы в моих интимных отношениях.
- Кажется, что я никогда не нахожусь на высоте, пытаясь достичь те или иные цели, которые себе ставлю.
- Если последнее утверждение верно для тебя, запиши на бумаге три цели из тех, которые ты ставишь перед собой и про которые ты думаешь, что ты не можешь их достичь".
Практика 5 (ПСПС). Физический и психологический имидж.
Какая часть твоего восприятия себя является фантазией? Опиши, как можно подробнее, какой бы тебе хотелось видеть саму себя: телесный образ (можно нарисовать иллюстрацию к тексту), желаемые психологические черты. Насколько желаемое отличается или приближается к действительному?
Практика 6 (ПСПС, сексуальная сфера). Внимание к телу.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 7 (ПСПС, сексуальная сфера, ассертивность). Автопортрет.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 8 (ПСПС, сексуальная сфера, ассертивность). Забота о здоровье.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 9 (ассертивность). Своя комната.
Ответь на следующие вопросы:
Практика 10 (ПСПС). Отношения с самой собой.
Ответь на следующие вопросы:
- Что в тебе самой вызывает положительные эмоции (приводит в доброе расположение духа)?
- Знаешь ли ты о твоих неотложных нуждах? Перечисли их. Как ты обычно реагируешь на них?
- Откладываешь ли ты на потом удовлетворение собственных потребностей? По каким причинам это обычно происходит?
- Стараешься ли ты предвидеть возможные потребности/нужды, "забежать вперёд"? Насколько часто и сильно ты беспокоишься о завтрашнем дне, о том, что может случиться?
- Что заставляет тебя чувствовать неуверенность, уязвимость?
- Что ты обычно делаешь, чтобы не поддасться унынию, чувству покинутости, упадочному настроению?
- Есть ли у тебя особые приметы удачи? Какие?
Практика 11 (ПСПС, ассертивность). Эмоции, принятие решений.
Ответь на следующие вопросы:
- Какие эмоции тебе наиболее трудно выражать?
- Какие эмоции тебе наиболее легко выражать?
- Как ты обычно выражаешь положительные эмоции?
- Какова твоя обычная эмоциональная реакция на конфликт?
- Как ты обычно поступаешь, когда тебе необходимо вмешаться в разговор/заявить о своём мнении/настоять на своём/спорить/убедить? (нужно ответить на каждую из перечисленных ситуаций)
- Обычно тебе трудно принимать решения? Если да, то почему, как ты думаешь?
- Как ты поступаешь в ситуациях, когда тебе необходимо принять решение? Что именно ты делаешь (советуешься с кем-то, раздумываешь одна, решаешь наобум и т.д.)?
- Что ты обычно чувствуешь, когда то или иное решение принято?
- После принятия решения ты продолжаешь сомневаться и взвешивать другие возможности?
Практика 12 (ПСПС, ассертивность). Страх, ошибки, внешний контроль.
Составь список того, что ты не делаешь из страха. Запиши также, какой именно страх/фобия не позволяют тебе делать то или другое. Можно ли утверждать, что страх не позволяет тебе добиваться исполнения того или иного желания? Можно ли сказать, что иногда (или часто) ты предпочитаешь быть в убытке, лишь бы не испытывать страх?
Далее, ответь на следующие вопросы:
- Что означает для тебя совершать ошибки?
- Если ты ошиблась в чём-то, как ты себя чувствуешь?
- Как ты обычно действуешь после того, как допустила ошибку: укоряешь себя, пытаешься исправить ситуацию, думаешь о том, как не ошибиться в следующий раз и т.д.?
- Чувствуешь ли ты, что тебя контролируют? Кто?
- Какие чувства вызывает в тебе этот контроль?
- Как именно выражается этот контроль: прямо или косвенно? Опиши ситуации, в которых относительно тебя применяли ту или иную форму контроля. Что ты предприняла в тех ситуациях, как себя повела?
Практика 13 (ПСПС, ассертивность). Твой контролирующий аспект.
Чувствуешь ли ты (знаешь ли ты), что склонна контролировать внешние ситуации и поведение других людей? Если это так, то ответь на следующие вопросы:
- Что вызывает в тебе желание/потребность контролировать?
- Что для тебя важнее: контроль над происходящими событиями или контроль над людьми?
- Какие события ты стараешься контролировать?
- Каких людей ты стараешься контролировать?
- Как именно ты осуществляешь контроль: прямо или косвенно? В каких случаях ты контролируешь открыто, а в каких - стараешь неявно манипулировать?
- Даёт ли тебе контроль чувство уверенности?
- Как ты думаешь, существует ли разница между контролем и манипуляцией? Какая? Приведи примеры контроля и манипуляции.
Практика 14 (ассертивность). Говорить "НЕТ".
Опиши случай, когда ты сказала "да", хотя на самом деле хотела или собиралась сказать "нет". Попытайся детально вспомнить тот диалог между тобой и другим человеком и запиши его. Выдели ключевые моменты в диалоге, когда ты начала менять "нет" на "да". Проанализируй описанную тобой ситуацию, ответив на следующие вопросы:
- Почему ты поменяла своё решение и согласилась там, где не хотела соглашаться?
- Что именно ты выиграла бы, если бы сказала "нет"?
- Что ты выиграла, сказав "да"?
Практика 15 (ассертивность, ПСПС). Получать отказ.
Ответь на следующие вопросы:
- При каких обстоятельствах люди обычно не соглашаются с тобой?
- В чём тебе чаще всего отказывают (отказывали)?
- Как ты себя чувствуешь, когда тебе говорят "нет"?
- Как ты обычно ведёшь себя, когда тебе говорят "нет"?
Практика 16 (ПСПС). Вина.
Ответь на следующие вопросы:
- В каких случаях ты чувствуешь вину?
- Когда ты в последний раз чувствовала вину? За что? Перед кем?
- Как ты думаешь, что заставило тебя тогда почувствовать вину?
- Существует ли для тебя разница между "чувствовать себя виноватой" и "чувствовать себя ответственной за"? В чём состоит эта разница?
Практика 17 (ассертивность). Агрессия, насилие.
Ответь на следующие вопросы:
- Были в твоей жизни случаи насилия (психологического, физического, сексуального, экономического, эмоционального)?
- Кто был агрессором?
- Как ты чувствовала себя?
- Какой была твоя реакция на агрессию/насилие?
- Как ты справилась с агрессией?
Практика 18 (ассертивность, ПСПС). Работа и внешний контроль. Выявить возможное экономическое насилие.
Есть ли у тебя оплачиваемая работа?
Если да, то ответь на следующие вопросы:
- Тебе нравится твоя работа?
- Даёт ли тебе твоя работа материальную независимость?
- Позволяет твоя работа ощущать себя автономной и независимой в материальном плане?
- Ты должна отчитываться перед кем-нибудь о том, сколько ты зарабатываешь и на что тратишь деньги? Перед кем?
Если нет, то ответь на следующие вопросы:
- Почему у тебя нет работы?
- Тебе хотелось бы получить оплачиваемую работу?
- Что может дать тебе оплачиваемая работа?
- Как ты считаешь, что тебе нужно предпринять, чтобы найти работу?
Практика 19 (ПСПС, отношения с матерью). Семья.
Ответь на следующие вопросы:
- Какое место ты занимала в родительской семье (единственный ребёнок, количество братьев/сестёр и старшинство)?
- У тебя самой есть семья или то, что ты считаешь своей семьёй (имеется в виду не только гетеросексуальный вариант)? Каково твоё положение по отношению к твоему партнёру (жена, подруга, сожительница, любовница)?
- Если у тебя есть дети, как повлияло материнство на твоё положение в жизни и на твою самооценку?
- Если у тебя нет своей семьи (или аналога) и нет детей, опиши твои отношения с родителями и родственниками и твои чувства к ним.
Практика 20 (ассертивность, резилиенция). "До" и "после".
Опиши значимое событие в твоей жизни, которое послужило бы причиной коренных перемен в ней. Затем раздели лист на две части и опиши саму себя до этого события в левой колонке и саму себя после этого события в правой колонке. Если таких событий было несколько, проделай эту работу с каждым из них.
Практика 21 (ПСПС, ассертивность, резилиенция). Одиночество.
Представь себе, что ты осталась совершенно одна в мире, что все остальные люди исчезли:
- Какую картину ты видишь? Опиши подробно.
- Что ты чувствуешь? Опиши подробно твои чувства и ощущения от осознания себя в полном одиночестве.
Практика 22. Альтернативная реальность, личные мифы и фантазии.
Перечитай твои записи и выдели те моменты (эмоциональные отношения с другими людьми, семья, работа, социальное положение и т.д.), мечты и желания относительно которых наименее совпадают с реальным положением дел. Записывай твои фантазии и личные мифы, по мере того, как находятся эти пункты устойчивого расхождения желаемого с действительным. Затем, постарайся вспомнить, были у тебя другие мифы и фантазии, которые затем забылись или стали неактуальными. Запиши эти мифы и фантазии и отметь их "срок действия": когда они появились и когда исчезли из твоей жизни.