Irina Da Rosa (dona_rosa) wrote,
Irina Da Rosa
dona_rosa

Роль женщин в глобальном бизнесе

Мы привыкли слышать, что бизнес это не женское занятие, и что успешные женщины в бизнесе это или исключения, или женщины, предавшие свою «женскую суть», или просто глубоко несчастные, которым не удалось наладить свою личную жизнь, и поэтому им больше нечем заняться. Это только некоторые из стереотипов, которые, несмотря на свою абсурдность, активно процветают в нашем обществе и мешают эффективному бизнесу.

Прагматичный деловой подход, подкреплённый результатами исследований влияния гендерного соотношения на эффективность компании, очень явно демонстрирует абсурдность стереотипов и заблуждений о месте женщин в бизнесе. Более того, исследования, проведённые компаниями Catalyst, the US research organisation and McKinsey & Company показывают, что чем больше женщин занимают лидирующее место в компании, тем выше финансовые результаты. Ссылка на результаты исследований: http://www.20-first.com/9-0-better-bottom-line.html

Таким образом, можно говорить о том, что активное участие женщин в бизнесе и занятие ими ключевых должностей создаёт для глобальных компаний конкурентное преимущество. Компании, которые претендуют на лидирующие позиции, уже давно учитывают эту тенденцию и активно применяют её в стратегиях развития компании, порой идя ради этого на довольно радикальные меры.

Ярким примером внедрения такой стратегии стал Пакистан.

"Пакистан - это очень сложная и противоречивая страна", говорит Эхльсан Малик (Ehlsan Malik) - первое лицо компании Unilever в Пакистане. "СМИ преподносят Пакистан как консервативную страну, однако, большой сегмент общества здесь либеральный и широкомыслящий".

"Моей предшественницей на должности Unilever Пакистан была женщина, которая сменив работу, возглавила компанию L'Oreal Пакистана. Моя жена управляет своим бизнесом ,и наши матери и сёстры тоже всегда работали, так же как работают и другие женщины в нашей семье и среди друзей и подруг. Поэтому для меня подход к гендерному балансу в Unilever не является чем-то экстраординарным". В Комитете управления компанией на данный момент два места из шести занимают женщины, и высока вероятность того, что и должность самого Малика после его ухода тоже займёт женщина. "Был отмечен высокий потенциал ещё троих женщин, и поэтому велика вероятность, что в обозримом будущем в составе Управляющего Комитета будет даже больше женщин, чем мужчин"

"Мы хотели стать примером модели компании с гендерным балансом. Сейчас практически все наши конкуренты делают то же самое..."

Как мужчины реагируют? "Два или три года назад велись озабоченные дебаты из-за того, что мы отдаём предпочтение женщинам. И мы очень чётко обозначили свою позицию: между двумя равными кандидатами мы выберем женщину, потому что существует дисбаланс, который нужно корректировать". В Пакистане, как и в растущем числе стран, академические успехи женщин выше, чем мужчин. "В медицинских колледжах 70% женщин, однако, менее чем половина из них продолжает работать после получения квалификации частично из-за семейных обстоятельств и частично из-за условий работы" - отмечает Малик.

Авива Виттенберг – СЕО компании "20 первый век", занимающейся консультированием по вопросам гендерного выравнивания и автор книги «Как женщины делают бизнес» (“How do women mean business”) отмечает: «Во многих компаниях, в которых я работаю, наблюдается наибольшая открытость и более активные действия по выравниванию гендерного неравенства в проектах, связанных с разработкой рынка новых услуг. Я обнаружила, что менеджеры в Бразилии, Индии или Малайзии с большим энтузиазмом и решительностью берутся за такие бизнес -кейсы, чем их западные коллеги, и справляются с этим в гораздо более сложном контексте. И они готовы идти дальше в своих попытках адаптировать этот контекст к потребностям женщин.

Например, Пакистан. Unilever Пакистан добились баланса в гендерном выравнивании внутренними средствами, которые Малик считает "относительно простыми", делая такие вещи, которые в каком -то другому месте сочли бы немыслимыми. Принимая на работу инженерок на далеко расположенные заводы, Unilever предоставляет охрану им и их домам. Гибкие условия для работы из разных мест - из дома, офиса или агентства - это дополнительный шаг, который идёт всем на пользу. Однако, он замечает, что "женщины- управляющие предпочитают работать всё- таки в офисе, потому что там есть центр, в котором присматривают за их детьми, они хотят уйти подальше от своих многочисленных семейств, в которых живёт большинство пакистанок, и также это им позволяет избежать перебоев с электричеством, которые являются проблемой для больших городов". (отсюда http://blogs.hbr.org/cs/2013/01/unilevers_pakistan_country_man.html)

В пользу данного подхода высказывается и доктор философии Джеймс Кантон (Ph.D. James Canton) - CEO и председатель Института исследований Глобального Будущего. В своей книге «Ключевые тенденции, которые переформируют мир в ближайшие 20 лет» он описывал важность изменения подхода к составу работников для компании UPS ещё в 90ые годы, то есть до экспансии этой компании в более чем 180 стран мира. Во время консультирования, он выражал свою озабоченность по поводу того, что серьёзным препятствием для выхода компании на глобальный рынок является диспропорция в составе работников: слишком много «белых», недостаточное количество в составе компании женщин и национальных меньшинств, и слишком много случаев сексуальных домогательств и дискриминации. Лидеры компании приняли эти замечания, изменили соотношение состава компании и преуспели в выходе на глобальный рынок.

Чем бы ни была вызвана эта тенденция: вкладом феминизма, ключевыми трендами, которые изменяют глобальный мир, или просто прагматичной нацеленностью бизнеса на получение прибыли, тот факт, что выравнивание гендерного соотношения в компаниях увеличивает прибыль, стоит учитывать и российским компаниям, которые хотят не просто вписаться в глобальный бизнес, но и занять в нём достойное место.

И конечно же не могу не выразить благодарность Авиве Виттенберг – Кокс (Avivah Wittenberg-Cox) за любезное разрешение перевести и использовать цитаты из её блога на сайте http://hbr.org/

При подготовке статьи были использованы следующие ссылки:

http://blogs.hbr.org/cs/2013/01/unilevers_pakistan_country_man.html
http://www.20-first.com/9-0-better-bottom-line.html



Специально для сообщества http://womenation.livejournal.com/
Tags: Бизнес, Работа над собой, благодарность, кросскультурное, мне это интересно, полезное, цитата, чужой опыт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments