?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Женщины и айкидо

 В айкидо женщины приходят очень по-разному и у каждой имеются свои причины начиная от обычного интереса и заканчивая необходимостью защищать себя. И сейчас в айкидо приходит всё больше и больше женщин и именно поэтому я таки решилась на эту запись.

Как и в жизни на татами у женщин появляется очень много поводов для так называемого преодоления себя. Это действительно сложно. Я не знаю как именно это происходит у мужчин, но есть целый ряд сложностей, которые я подозреваю относятся только к женщинам. С уверенностью я могу говорить только о себе поэтому всё это сугубо личные наблюдения и выводы.


В самом начале занятий мне очень сложно было наносить атакующие удары. Хотя атака в айкидо преднамеренная (то есть при отработке приёмов мы заранее уже знаем кто и что будет делать, кто атакует, кто реагирует и потом меняемся). Так вот сама мысль о том, чтобы атаковать другого человека мне казалась просто дикой. Чтобы нанести удар нужно на это осмелиться. Это же явное проявление агрессии. Однозначное.  Это не хитрая манипуляция, после которой можно будет сделать вид что "ой да я ничего такого не имела ввиду". Это не удар в спину, когда человек может и не узнать кто именно его ударил. Прямой удар и прямое проявление агрессии женщиной - это табу. Это то что мы не приучены делать. И вообще драться нельзя, а уж бить первой - причём бить смело и прицельно - это нельзя тем более. Об этом никто никогда не говорит. Но это так явно чувствуется и по началу тело этому сопротивляется. И многие женщины в начале своих занятий вместо того чтобы бить прямо начинают глупо хихикать, заговаривать зубы, тянуть время, юлить и делать другие отвлекающие манёвры только лишь бы не бить, не нарушать это табу. Я знаю о чём говорю потому что и сама очень долго была именно такой.

Вторая сложность в том, чтобы уходить от удара. Чаще всего, в девяти случаях из десяти, женщина которая стоит под ударом и видит что на неё летит удар... это парадоксально и страшно звучит... но в девяти случаях из десяти женщина будет стоять под ударом. И зажмуриваться. И получать удар за ударом, прежде чем решится сделать минимальный шаг в сторону, а потом уже думать что делать дальше. Простой шаг в сторону кажется такой огромной сложностью, потому что оказываешься под влиянием страха. А страх парализует. Получить удар страшно. Но если удар уже на тебя летит... то стоять на месте это ещё страшнее. Правильно в этом случае предвидеть и предчувствовать удар, суметь его встретить и перенаправить так чтобы оказаться в безопасности. Но для этого нужно быть расслабленной и уверенной. А расслабиться в то время как тебя парализует страх - почти невозможно. Вернее теперь то я знаю что это возможно. Но поначалу кажется что это невозможно. И особенно если на татами попадётся партнёр, который начинает давить репликами типа "ну давай, ну чего ты стоишь, ну это же так просто" - то задача усложняется в несколько раз. Потому что к страху не успеть уйти добавляется страх глупо выглядеть, показаться тупой и неспособной на примитивное действие. Но это не примитивное действие. Оно действительно требует расслабленности. И лучшее что может сделать партнёр в этой ситуации - это расслабить. Отвлечь внимание или снять напряжение шуткой.

Другая сложность в ощущении собственной беспомощности. В вере в то, что "у меня ничего не получится", "я не смогу", "для меня это слишком сложно", " я не способна это понять". И вот пожалуй это самый сложный момент потому что именно здесь фактически приходится противостоять всем комплексам, накопившимся с самого детства. Казалось бы ну откуда такие мысли? Ну что я, тупее всех остальных? Нет же...Но почему то все эти ощущения активизируются и их очень явно можно почувствовать телом. Расслабиться и продолжать двигаться в такие моменты очень сложно. Но и это оказывается возможно. И тут главное не рассуждать и не впадать в ступор и не подменять это хихиканьями, а продолжать двигаться. И дать себе право и возможность это пережить. Со мной в особо острые моменты это происходило так что я просто выходила поплакать. Или даже вернее сказать порыдать от этого непонятного ощущения при котором мне самой не до конца понятно, что именно со мной происходит. И я очень благодарна за то, что на татами никто меня этим не попрекал и не делал вид что ничего не происходит. Просто так спокойно к этому относились с пониманием. Что ну да, бывает. Это было уже давно и те, с кем я сейчас занимаюсь скорее всего об этом уже и не помнят. Но я помню и испытываю особую благодарность к тем "старичкам", с которыми сейчас занимаюсь на татами. Потому что именно с ними я начинала учиться пять лет назад и продолжаю до сих пор. Именно им хватало терпения по двадцать раз объяснять одно и то же, такта, аккуратности, бережности при работе со мной так что при всех этих сложностях мне было действительно интересно и комфортно на татами. И все эти сложности и переживания не превращались в драму или трагедию, а прорабатывались и причём без особого надрыва.

Ну и хочется отдельное спасибо сказать нашему тренеру Илье Викторовичу, который очень правильно улавливает эти эмоции и идеально действительно с пониманием и терпением к этому относится. Хотя не заостряет внимания на этом и у меня есть подозрения что он и  сам недооценивает свою роль.  Но при этом именно он прямым текстом  озвучивает, что "на татами все равны". Не позволяет мне продолжать считать себя беспомощной  и расписываться в собственной слабости. Требует и делает замечания и придирается ровно столько сколько нужно, не перегибая палку, но и не давая послаблений. И это именно его заслуга, что я задумываюсь над тем как айкидо на меня влияет, отслеживаю в себе эти изменения и действительно вижу повод гордиться собой и своим прогрессом. Не столько уж может быть физическим и техническим, хотя и это тоже, сколько прежде всего психологическим. Хотя конечно одно с другим очень сильно связано.

Ну и просто для иллюстрации одна из наших групповых фотографий:

x_2b26fdd2

К чему это всё? К тому что я думаю, что это тот опыт, который женщинам всё таки стоит приобретать и для победы над собственными страхами и комплексами и для того, чтобы преодолевая эти сомнения становиться сильнее и гармоничнее.



PS. И вот ссылка http://aikisinten.spb.ru/page97.php ещё на одно мнение женщины примерно об этом же самом. Собственно её запись и  меня вдохновила тоже высказаться по теме :)

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
simart
Dec. 3rd, 2012 10:02 am (UTC)
спасибо = хорошо написано.
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:58 pm (UTC)
Спасибо за отзыв.
(Deleted comment)
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:15 pm (UTC)
Да и я сама много раз не выдерживала. За пять лет раза четыре точно уходила "навсегда" и потом всегда тянуло вернуться. Как магнитом. И я тоже не могла тогда ни сама себе объяснить почему я ухожу и почему потом возвращаюсь. И это действительно дико сложно.
У нас стали приходить именно взрослые женщины в возрастном промежутке от 30 до 40 и это очень радует. Хотя ведут они себя все очень по разному, но теперь я уже и их начинаю понимать.
А вот девочки которым около 11 лет сейчас уже другие. И это внушает оптимизм :)
hellosha
Dec. 3rd, 2012 10:34 am (UTC)
здорово ты умеешь сформулировать наше женское, глубинное.
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:08 pm (UTC)
Все люди сёстры :)
marina_baranova
Dec. 3rd, 2012 12:09 pm (UTC)
Прочитала Ириша и поняла, что не женщина я вовсе. :) Видимо, воинское прошлое сказывается. :)
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:09 pm (UTC)
Я думаю что оно не может не сказаться, Марин :)
(no subject) - marina_baranova - Dec. 3rd, 2012 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 3rd, 2012 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phoienix - Dec. 3rd, 2012 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 3rd, 2012 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 08:40 am (UTC) - Expand
Открываемся! :))) - marina_baranova - Dec. 4th, 2012 08:48 am (UTC) - Expand
Re: Открываемся! :))) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 08:55 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: влезу - dona_rosa - Dec. 5th, 2012 07:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: влезу - dona_rosa - Dec. 6th, 2012 03:54 pm (UTC) - Expand
natali_tomina
Dec. 3rd, 2012 03:17 pm (UTC)
Ирэн! А эти самые удары отрабатывают когда женщина с мужчиной? Или женщина с женщиной? Есть ли вообще психологически и физически разница?!
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:48 pm (UTC)
Фактически удары там особо то и не отрабатываются, но если мы работаем то в общем всегда можно выбрать себе партнёра или партнёршу.

Мы не бьём друг друга а просто работаем с атакой, то есть до того как получили удар. Когда получили удар - это уже поздно. Айкидо - это предвосхищение удара и своевременный от него уход. В этом основное отличие айкидо что в нём как раз не нужно ударом отвечать на удар и при правильной технике удар никто не почувствует: тот кто атакует "проваливается" потому что в том месте куда он бьёт уже никого нет (не должно быть). Такое мы очень часто отрабатываем в самых разных парах и с мужчинами (и довольно крупными притом) и с детьми и подростками. Разницы принципиальной с кем работать действительно нет. Тот кто наносит удар всё равно рассчитывает свои силы так чтобы была атака, но в то же время никому ничего не повредить. И психологически тоже кстати все настроены бережно и аккуратно к своим партнёрам.
(no subject) - natali_tomina - Dec. 3rd, 2012 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 05:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dona_rosa - Dec. 5th, 2012 07:05 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dona_rosa
Dec. 3rd, 2012 03:54 pm (UTC)
Здорово как! А я как раз занималась балетом и всякими шейпингами потом и искренне думала что я в хорошей спортивной форме. Но на айкидо все те навыки не особо то помогали и я путала свою левую ногу с правой рукой, не могла запомнить куда идти, с какой ноги, где руки где ноги где голова...и действительно подруга ваша права. Главное продолжать и просто тупо пытаться. Наверное никакого другого способа и не придумано ещё :)
Как интересно! Да, белая пляжная йога пожалуй больше для туристов подходит. А вы уже практически "своя" в тех местах. По крайней мере такое впечатление складывается :)
(Deleted comment)
(no subject) - dona_rosa - Dec. 4th, 2012 06:16 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dona_rosa - Dec. 5th, 2012 06:58 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dona_rosa - Dec. 6th, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
rica_aleshina
Dec. 3rd, 2012 04:38 pm (UTC)
Ты меня восхищаешь!
dona_rosa
Dec. 4th, 2012 05:50 am (UTC)
:)
galla_bella
Dec. 3rd, 2012 05:36 pm (UTC)
В Америке реально много девочек ходит на боевые искусства, прям начиная с малолетства, дошкольницы. Причем это не родители их заставляют, они сами хотят :) практически все мои знакомые девочки либо уже ходят, либо собираются. Да и вообще, я их вижу :) тут принято делать во всяких спортивных местах одну стену прозрачной, стеклянной. А я ж машину не вожу, много хожу пешком и заглядываю в эти "окна" :) девочек очень много, я б сказала, большая часть обычно - девочки. Не знаю, как долго они там задерживаются, но начинают - толпами :)
dona_rosa
Dec. 4th, 2012 05:30 am (UTC)
Вот же здорово! Это очень даже внушает оптимизм, что этот интерес похоже у вас уже и не зажимается и что девочки вообще могут такое хотеть :) я помню что когда училась в школе у нас только одна девочка вообще занималась каким то японским боевым искусством и это было чем то ну оооочень необычным. Так что времена и у нас меняются потихонечку, оказывается :) Но конечно гораздо медленнее чем у вас. И знаешь я почему то уверена в том, что вне зависимости от того будут ли девочки продолжать занятия дальше когда вырастут или нет, эти навыки им всё равно очень здорово пригодятся.

Спасибо большое что рассказала! :)
starcheko
Dec. 3rd, 2012 05:47 pm (UTC)
У нас женщины и в хоккей, и в футбол и в регби приходят!
А уж айкидо, каратэ и т.д. это вообще. Тренеруют.
dona_rosa
Dec. 4th, 2012 05:31 am (UTC)
Да, у вас этот вопрос решается совсем не так как у нас :)
Это очень радует.

Edited at 2012-12-04 05:34 am (UTC)
vera_every
Dec. 3rd, 2012 07:30 pm (UTC)
Я еще в ранней юности убедилась, что ударить человека просто ради тренировки для меня - проблема, слишком много усилий требуется для такой мобилизации. Увернуться от удара мне тоже сложно - я его элементарно не успеваю заметить, реакция от природы замедленная. Но потом выяснилось, что на случай опасности природа же меня и вооружила. Однажды в подъезде ко мне пристал мужик - то ли пьяный, то ли обкуренный - выяснять времени не было. Я умудрилась хладнокровно разбить ему физиономию открытой ладонью - страшным ударом снизу вверх в нос. Видно в критической ситуации табу действовать перестало, а разозлиться как следует я просто не успела, говорю же, реакция замедленная. :)
dona_rosa
Dec. 4th, 2012 05:58 am (UTC)
Мой тренер говорит что вот эта сложность ударить человека вообще общая проблема у всех новичков. Может и так конечно. Да и девочки разные бывают тоже, но пока я именно так это увидела. По крайней мере в моём опыте это однозначно было именно так.
У вас очень здоровая и правильная реакция - она именно такая какой должна быть в критической ситуации. Там же только один критерий "чтобы сработало".
megumi_ikeda
Apr. 16th, 2014 07:33 am (UTC)
Спасибо, очень хороший пост. Можно перепостить?
dona_rosa
Apr. 17th, 2014 11:09 am (UTC)
Да, конечно )
( 47 comments — Leave a comment )