?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тема эта для меня, конечно же, актуальна.  Вообще, наверное, ни для кого не секрет, что под каждым определением каждый человек всё равно подразумевает нечто своё, что входит в его личный опыт и личные домыслы. И далеко не каждый опыт совпадает с определениями в словарях или википедии. Совпадают определения, но то что остаётся за словами может быть очень разным. 

И я  вот тут совсем недавно поняла,  что моё понимание, того что такое стрессоустойчивость никуда не годится требует пересмотра. Когда я хотела выработать стрессоустойчивость - то под этим я подразумевала в общем смысле -  отсутствие реакции. То есть чтобы пульс не учащался, дыхание не перехватывало в те моменты, когда кажется что на тебя,  фигурально выражаясь, рушится потолок,  и  чтобы любые проблемы как "с гуся вода". В какой то степени можно предположить,  что отсутствие реакции делает человека неуязвимым для стресса и ежедневных сложностей. И казалось бы что это замечательно. Что это как бы позиция "сильного" человека, которому всё нипочём.

Но тут вот как то недавно поговорили с человеком, у которого опыт управления стрессами в разы больше моего - даже сравнивать нельзя. Так вот, он сказал, что такое отношение имеет сразу несколько скрытых угроз. Во - первых реакция организма  и психики на стресс - это естественный процесс, который заставляет человека думать, рефлексировать, развиваться, что то менять и  по возможности улучшать. И если нет этой реакции - то  не будет необходимости и повода задумываться. Поэтому "толстокожесть" - это далеко не всегда хорошо. А во- вторых, когда человек пытается не реагировать на то, что причиняет ему  боль - это условно можно назвать "нас бьют, а мы крепчаем". А это может обозначать только одно - бить будут и дальше и возможно сильнее, пока не поймёшь. А эта перспектива совершенно безрадостная.

И если как то более чётко это сформулировать, то стрессоустойчивость в моём пересмотренном понимании, это

1) наличие безопасной внутренней зоны. Тем, кто занимается танцами или боевыми искусствами, наверное будет понятен термин "ощущение центра". Но только в этом случае не физического, а психологического. Это можно также назвать балансом, который в любом случае не позволит уйти полностью "в реакцию" и поможет восстановить равновесие.

2) способность чётко мыслить и действовать, даже когда часть психики находится под давлением. "Не вестись" на первую реакцию, а действовать осознанно.

3) способность переключиться. Иногда это происходит неосознанно - в порядке саморегуляции, а иногда необходимо усилием воли переключить своё внимание на какую то нейтральную тему.

И вроде бы всё. Или можно ещё что то добавить?

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 05:36 am (UTC)
Кстати да. Нужно уметь вовремя остановиться :))
aiki_taktik
Jan. 13th, 2011 05:41 am (UTC)
Мой вариант:
1. Чувство балланса, которое неразрывно связано с ощущением границы где ты находишься в устойчиво состоянии, а где нет.
Безопасная зона для меня = зона комфорта. Это не всегда хорошо и может не совпадать с зоной твоего твоей психологической устойчивости.

2. Умение этот самый балланс востановить, если потерял.

3. (и да, согласен) не вестись на первую реакцию. Умение отслеживать свои реакции. (Что в принципе связано с п.1)


dona_rosa
Jan. 13th, 2011 05:53 am (UTC)
Re: Мой вариант:
Отличный вариант! Спасибо!
Под безопасной зоной я конечно не имела ввиду зону комфорта, а скорее зону устойчивости, равновесия и то что называется психологический стержень :) Но разницу я поняла между комфортом и устойчивостью. :))

Наверное переключение внимания - это и есть способ восстановления баланса :) Вернее один из способов.
Re: Мой вариант: - aiki_taktik - Jan. 13th, 2011 06:00 am (UTC) - Expand
Re: Мой вариант: - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 08:52 am (UTC) - Expand
bananafishka
Jan. 13th, 2011 05:48 am (UTC)
Ира, абсолютно согласна!
В моем понимании стрессоустойчивость - это способность здраво и четко мыслить, когда маленькое "я" внутри тебя хочет пойти и убиться о стену. И если стресс на работе, я сюда включаю так же способность расслабляться дома, чтобы стресс остался на работе, чтобы еще и домашних не нервировать.
Я этому дооолго училась, работая в международных выставках, так такие учителя были, что вообще ужас:)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 05:57 am (UTC)
Я представляю себе... с трудом, но представляю что международные выставки - это ещё та школа. Читала у тебя об этом как то тоже. Поэтому прекрасно понимаю что это тот самый уровень стресса когда приходится учиться очень быстро - предельно быстро - не дожидаясь повторных каких то "ударов" потому что есть риск их не пережить :)))))

И отличное дополнение про то чтобы стресс оставался на работе, а не переносить его из одной области жизни в другую :)))
(no subject) - bananafishka - Jan. 13th, 2011 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - bananafishka - Jan. 13th, 2011 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - bananafishka - Jan. 13th, 2011 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 09:28 am (UTC) - Expand
yahaldey
Jan. 13th, 2011 07:13 am (UTC)
Стресс - это сила. Она или разрушит вас или придаст ускорение. Конечно стать толстокожим - это путь к разрушению, но так проще, потому как всегда есть отработанный стереотип поведения и в этом плюс данной позиции.
Заставить же стресс работать на себя - это держать свою цель. Понимать, что тебе действительно нужно. Парусники могли ходить и против ветра. ;-)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 09:21 am (UTC)
Действительно может разрушить.Но мне кажется что наверное об этом лучше не думать из принципа "волков бояться в лес не ходить" и как то по возможности выстраивать движение соответственно ветру.
black_seaaa
Jan. 13th, 2011 07:54 am (UTC)
А вы встречали стрессоустойчивых людей?
Очень часто при приеме на работу требуют эту стрэссоустойчивость. Вот мне всегда было интересно че ж хотят то?
Типа как вы пишете "отсутствие реакции" на дерьмо всякое?
Вот даже всякие стрэсс-интервью устраивают. Я б точно такое собеседование не прошла.
А с вашими всеми пунктами согласна полностью.
Хотя мне б в моем понимании хватило б и одного пункта № 2.
Хоть этого б достичь.
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 09:25 am (UTC)
О да, я встречала. И вот пока писала подумала что не мало. Даже пожалуй большинство тех с кем мне посчастливилось работать - именно такие. Которые не просто сами стрессоустойчивы, но и умеют как то разрядить обстановку так чтобы и окружающим "полегчало". Это удивительное качество и такими людьми приятно общаться.

Что остальные требуют - мне сложно сказать. Зависит от человека. Кто то считает стрессом эмоциональные нагрузки связанные именно с рабочим процессом, а кто то считает что сотрудник должен быть устойчив к истерикам боса. Мне такие встречались тоже и я считаю что им вообще нельзя работать с людьми.

Скорее всего как раз и подразумевается способность мыслить и сохранять трезвый взгляд в разных напряжённых ситуациях. Сама не уверена прошла ли бы я такое интервью или нет :))))))
redjit
Jan. 13th, 2011 08:46 am (UTC)
Умение быть центром;)

Из личного опыта, я осознал, что нам нужны стрессы.
Для здоровья и для развития.

-------------
"ты не была увлечена Востоком..
так ходи теперь всю жизнь с включенным антишоком"(с)Сплин
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 09:32 am (UTC)
Отличная формулировка! Быть центром - у меня даже не возникло такой версии :)

Стрессы то нужны. Но ведь стресс стрессу рознь. Некоторые могут быть разрушительными.
(no subject) - redjit - Jan. 13th, 2011 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Jan. 13th, 2011 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Jan. 13th, 2011 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 14th, 2011 06:39 am (UTC) - Expand
Про боевые искусства - aiki_taktik - Jan. 14th, 2011 08:36 am (UTC) - Expand
Re: Про боевые искусства - dona_rosa - Jan. 14th, 2011 09:01 am (UTC) - Expand
frau_katyuskhen
Jan. 13th, 2011 08:53 am (UTC)
С выводами, Ириш, согласна полностью!

Лично я всегда стремилась в состоянии стресса им (стрессом) управлять, а ты так хорошо всё изложила.
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 09:39 am (UTC)
Привет Катюша! Изложить то это ерунда. Управлять стрессом в реальности - гораздо сложнее :))
(no subject) - frau_katyuskhen - Jan. 13th, 2011 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - frau_katyuskhen - Jan. 13th, 2011 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 11:36 am (UTC) - Expand
sveta_goryun
Jan. 13th, 2011 09:39 am (UTC)
вот переключиться бывает очень трудно
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 09:40 am (UTC)
Зато как эффективно переключиться, например на тюльпаны! :)))
(no subject) - sveta_goryun - Jan. 13th, 2011 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 13th, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 10:22 am (UTC)
Не очень понятно про резонанс :)
А вот про рассыпаться как физ система и про психосоматику - очень понятно. И даже более того - кажется очень знакомым. По крайней мере склонность подавлять реакции я за собой иногда наблюдаю конечно. А очень зря.
platina_ru
Jan. 13th, 2011 11:13 am (UTC)
Стрессоустойчивость - не отсутствие реакций, а умение ими управлять. Согласна!
Это как смелость - не отсутствие страха, а умение его преодолеть.
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 11:41 am (UTC)
Спасибо Ириша! Формулировка замечательная. Лаконичная и в общем да, я именно это и пыталась сказать :)))
warda_r
Jan. 13th, 2011 11:28 am (UTC)
Ирина, спасибо за этот пост. Я тоже думала о том, как можно повысить стрессоустойчивость. Первоначально параметры были похожи на то, что ты описала ранее- "нас бьют, а мы крепчаем". НО ведь это действительно не так! Раз молчишь, не реагируешь- значит, будут бить дальше.
Поэтому спасибо за предложенные варианты чувствования- это здорово, я еще подумаю, может, что-то смогу добавить.
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 11:45 am (UTC)
Спасибо за отзыв, Роза :) Я вот тоже когда это услышала -очень удивилась. Мне кажется я сама до такого не додумалась бы. Или если бы и додумалась - то не быстро :) Просто повезло что друг (драчун в бывшем) очень понятно это объяснил. На самом деле это именно так и есть.
Я тоже еще буду думать и подожду еще комментариев :)
wesna_v_metro
Jan. 13th, 2011 11:37 am (UTC)
И вновь интересный и своевременный пост)))
Задумалась и вспомнила свое...у нас в последнее время стресс на стрессе и я привыкла говорить себе что-то вроде: "Это скоро пройдет, пусть у нас это плохо, зато то, то и вон то - хорошо. И будет еще лучше"
Такое самоуговаривание - настрой.
Я это к тому, что надо не забывать смотреть на ситуацию в целом, как бы со стороны. Тогда стресс покажется не СТРЕССОМ, который выбил из колеи, а стрессиком, который так, небольшое затруднение на пути.
В общем, опять я написала тебе три тома, но надеюсь, суть ясна - не упускать из виду цель и путь, чтобы не упереться в стену, не видя выхода)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 11:54 am (UTC)
Не Наташ. Ну не преувеличивай. На три тома эт не потянет :)))))))
Но мысль очень хорошая, да - посмотреть со стороны это тоже очень хорошо и полезно. Вообще обязательный навык. Потом добавлю в update/ Важно не потерять картину в целом и не потерять своё направление в пути. Спасибо! Ценное дополнение.
(no subject) - wesna_v_metro - Jan. 13th, 2011 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dona_rosa - Jan. 14th, 2011 05:48 am (UTC) - Expand
romti
Jan. 13th, 2011 11:37 am (UTC)
Чтобы легче переключится, можно секс добавить ;)
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 11:40 am (UTC)
Хех, секс можно добавить и без повода "легче переключиться" :)))
(no subject) - romti - Jan. 13th, 2011 12:11 pm (UTC) - Expand
lifemimo
Jan. 13th, 2011 11:39 am (UTC)
Ой-ё! Флудер в шоке ))))))))
dona_rosa
Jan. 13th, 2011 11:40 am (UTC)
Прости, Дружище :))))))))
deliadelia1
Jan. 13th, 2011 01:00 pm (UTC)
Опять узнала что-то новое и неождиданное. Спасибо. Мне хоть стресс и не грозит, к сожалению, но почитать было интересно.
dona_rosa
Jan. 14th, 2011 05:10 am (UTC)
Привет дорогая Оленька!
Почему же это он тебе не грозит интересно? :)
(no subject) - deliadelia1 - Jan. 14th, 2011 10:52 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 76 comments — Leave a comment )